Наверх

+7 499 409-3696, 8 800 333-3696
бесплатный звонок по РФ
О Компании Публикации Клиенты Контакты
Главная Публикации

Российский рынок колбасных изделий

09 ноября 2015 - Журнал "МЯСНАЯ СФЕРА" №6 (109) 2015

В настоящее время колбасные изделия очень популярны среди российских граждан. Если раньше колбасы покупались в основном в праздничные дни, для застолья, являясь деликатесом, то сейчас большое количество россиян употребляют колбасу практически ежедневно. Частое употребление колбасной продукции потребителем подтолкнуло мясоперерабатывающие предприятия расширять ассортиментный ряд.

Однако в следствие введения продовольственного эмбарго, резкого скачка курса валют и ухудшения экономической ситуации в России, граждане были вынуждены сокращать свои расходы; снизилась покупательная способность, которая коснулась в том числе и поднявшихся в цене колбасных изделий.

Продовольственное эмбарго запрещает ввоз не только колбасных изделий, а также и мясо крупнорогатого скота и свинины, что в свою очередь увеличивает затраты на производство колбасных изделий отечественных предприятий, использовавших ввозное сырье при производстве продукции.

 

Средние розничные цены на полукопченые колбасы с начала 2014 года выросли почти на 31%. Данный темп роста является максимальным по потребительским ценам среди всех видов колбасных изделий. В сентябре 2015 года стоимость одного килограмма полукопченой колбасы составляла более 400 рублей. Самой дешевой среди колбас является колбаса варенная. Это ситуация не изменяется на протяжении 8 лет. Однако даже на данный вид колбасных изделий средние розничные цены за год выросли на 9,6%.

Объем видимого потребления в 2013-2015 годах характеризуется падением. Так в 2013 и 2014 годах рынок колбасных изделий падал почти на 1% в год, а в 2015 году отрицательная динамика усилилась, и за январь-сентябрь рынок просел на 2,4%.

Снижение объема рынка колбасных изделий в первую очередь связано с уменьшением объема производства колбасной продукции российскими компаниями. В 2012 году было произведено более 2,5 млн. тонн колбасных изделий, а в последние два года производство колбасных изделий сократилось почти на 2%. В 2015 году падение данного показателя продолжилось, и за девять месяцев 2015 года объем производства снизился еще на 2,4%.

Введение эмбарго и обесценивание рубля, которые повлияли не только на импорт готовой продукции, а также оказали существенное влияние на стоимость и поставки сырья для производства колбасных изделий на территорию России, существенно повлияли на развитие отечественного рынка колбас. Прогнозировалось, что потребление данного вида продукции будет увеличиваться, однако по итогам первого полугодия 2015 года отмечается даже снижение потребления колбас.

Причиной отрицательной динамики производства, как было обозначено ранее, является снижение благосостояния населения. Располагаемый доход населения в конце 2014 году снизился на 3%, что отразилось на потребительской корзине. Таким образом, в 2015 году отмечаются следующие изменения в потребительском поведении: снижение спроса на мясную продукцию, переориентация на более дешевые мясные продукты и продукты растительного происхождения.

Максимальное снижение объема производства колбасных изделий российскими мясоперерабатывающими предприятиями отмечалось в 2009 году, после мирового финансового-экономического кризиса. Тогда объем отечественного производства колбас составил 2,2 млн. тонн, что на 9% ниже 2008 года. Стоит отметить, что, несмотря на разнонаправленную динамику темпа роста, с 2005 года показатель по объему производства не отпускался ниже 2 млн. тонн.

В течение года отмечается сезонность производства колбасных изделий – производители выпускают большие объемы продукции в летние месяцы, когда скот хорошо набирает вес. Также высокие объемы производства наблюдаются в декабре месяце, когда потребители начинают готовиться к новогодним праздникам, и продажи колбасных изделий растут.

Вареная колбаса является основным выбором населения с низким и средним уровнем благосостояния в виду не очень высокой цены. Поэтому каждое мясоперерабатывающее предприятие имеют данный вид колбасных изделий в своей продуктовой линейке. Употребление вареной колбасы прочно заняло место в рационе питания россиян. Вареные колбасы используются при приготовлении бутербродов для завтрака, перекусов, добавляют в салаты, супы и прочие блюда. Большой спрос на данный вид колбасных изделий повлиял на то, что в структуре российского производства вареные колбасы являются безусловным лидером, занимая долю в 63%. Доля вдвое меньше принадлежит копченым колбасным изделиям. Остальные виды колбасных изделий, такие как кровяные колбасы, колбасы, состоящие из термически обработанных ингредиентов, и прочие суммарно занимают в структуре производства всего около 10%.

Отметим, что отечественное производство колбасных изделий почти полностью удовлетворяет внутреннее потребление российских граждан и импортная продукция необходима в основном для увеличения ассортиментного ряда продукции.

На импортную продукцию в 2013 году приходилось около 2,1%. Несмотря на введенное продовольственное эмбарго на колбасные изделия из США, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Норвегии, в 2014 году доля импорта на российском рынке продемонстрировала рост и составила 2,22%.

В количественном выражении за 2013-2014 гг. объем импорта показывал положительную динамику. По итогам 2014 года в Россию было импортировано на 7% больше, чем в 2013 году. Заметим, что темп роста в прошлом году снизился, так как объем импорта колбасных изделий в 2013 году показывал рост на 22% по отношению к 2012 году. Если в 2014 году введенный запрет на поставку мясной продукции практически не отразился на объеме импорта, как в денежном, так и в натуральном выражении, то в 2015 году отмечается существенное снижение поставок иностранной готовой продукции. За январь-август 2015 года на территорию России было поставлено на 40% меньше колбасных изделий в количественном выражении и более чем на 70% в денежном.

 

 

Рост импорта в прошлом году обуславливается тем, что главным импортером колбасных изделий является Республика Беларусь, которая в том году увеличила поставки колбас в Россию в 1,4 раза, в то время как страны, которые попали под эмбарго, существенно сократили поставки колбасных изделий по итогам 2014 года.

Эксперты рынка отмечают, что возможная стабилизация рубля и развитие мясной отрасли при поддержке Правительства России, будут способствовать нормализации ситуации на рынке колбасных изделий в 2016-2017 годы. Развитие собственной сырьевой базы позволит существенно сократить себестоимость готовой продукции, что в свою очередь повлияет на цены и уровень спроса потребителей.

Источник: Журнал "МЯСНАЯ СФЕРА" №6 (109) 2015

Работа: Российский рынок колбасных изделий - 2017


Для представителей СМИ:
Мы всегда рады сотрудничеству с представителями печатных и электронных СМИ. Если Вы хотите быть в курсе последних новостей рынков, получить эксклюзивные данные и экспертные комментарии, пришлите свой запрос на адрес электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

127015, г. Москва, Бутырская улица, дом 62, БЦ "Z-Plaza"

Телефон: +7 499 409-3696, 8 800 333-3696

Факс: +7 499 995-1539

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Карта сайта

Поделиться:

Копирование материалов сайта запрещено (подробнее)